О головном мозге, чтобы даже дети поняли

Головной мозг человека – самое изощренное творение эволюции. В мире нет ничего более сложного, чем то, что находится внутри наших черепных коробок.

Мозг взрослого человека весит всего около полутора килограммов, что составляет примерно 2% от массы тела. При этом он расходует около четверти всех потребляемых калорий и 20% всего вдыхаемого нами кислорода. Это самый сложный и самый важный орган.

В головном мозге содержится примерно столько же нервных клеток, сколько звезд на Млечном Пути. Каждая клетка имеет тысячи отдельных связей с другими. Наши мысли и чувства являются результатом прохождения импульсов по тем или иным группам нейронов.

Вся информация из наших органов чувств попадает с помощью электрических импульсов в головной мозг. Далее главный командный центр обрабатывает эти сигналы, что приводит к выбросу определенных биологически активных химических веществ – нейромедиаторов.

Эти вещества воздействуют на соответствующие рецепторы, благодаря которым в нашем мозге появляются мысли и чувства. Наше самочувствие зависит от того, какие именно нейромедиаторы преобладают в нашем головном мозге.

Одни нейромедиаторы вызывают у нас прилив мотивации (дофамин), другие позволяют уверенно вести себя в обществе (серотонин), третьи усиливают доверие к людям (окситоцин), четвертые действуют как обезболивающие (эндорфины) и так далее. Также есть нейромедиаторы, которые заставляют нас испытывать стресс, тревогу, страх, возбуждают и тормозят нашу нервную систему.

Если разобраться во всех механизмах нашего головного мозга, можно управлять своим настроением и своей жизнью в целом.

С каждым годом ученые и врачи всё активнее исследуют головной мозг человека. Появляются более навороченные способы изучения процессов, происходящих в центральной нервной системе. Растет количество доказательств, подтверждающих, что состояние серого вещества оказывает огромное влияние на наше здоровье, внешность, настроение и уровень стресса.

Последние исследования в области нейробиологии позволяют взглянуть на нашу жизнь по-новому. Сегодня каждый может получить доступ к этим знаниям и использовать их для улучшения способностей своего мозга.

Проблема в том, что в русскоязычном интернет-пространстве я не встречал достойных ресурсов по этой теме. Есть крупные нишевые издания, но они вещают о широком спектре явлений и носят научно-фундаментальный характер. Мало какую информацию из них можно использовать в реальной жизни.

Проект Лично.РФ рассматривает знания о мозге в прикладном контексте, тут нет воды – все только по существу. Если для вас такой формат подходит, то добро пожаловать, вы попали по адресу. В следующих статьях вы узнаете:

  • Какие химические вещества в нашем головном мозге отвечают за то или иное психологическое состояние.
  • Как отрегулировать уровень нейромедиаторов, чтобы ощущать себя на все сто процентов.
  • Как улучшить работу своего мозга и вывести себя на новый уровень развития.
  • Как те или иные препараты и психо-активные вещества влияют на наш мозг.
  • Как перестать лениться, прокрастинировать, откладывать дела на потом.
  • Как достигать, поставленные цели и получать от этого кайф.
  • Как можно успокоить свой мозг и перестать беспокоиться по пустякам.
  • Как внедрять в свою жизнь привычки, которые будут работать на вас, а не против вас.
  • Как использовать знания принципов работы головного мозга для улучшения качества своей жизни.

Головной мозг всех живых существ на нашей планете заточен на две основные функции: выживание и размножение.

Размножение, по сути, тоже сводится к выживанию, только оно обеспечивает выживание не отдельной особи, а вида в целом. Поэтому можно сказать, что базовая функция головного мозга – это выживание.

Наша планета хоть и единственная в обозримой вселенной пригодна для жизни, но на ней не совсем дружелюбная среда. Большую часть времени в ходе эволюции организмам приходилось выживать: укрываться от ветра и холода, спасаться от хищников, добывать еду, решать конфликты в стае и так далее. Поэтому нервная система на протяжении длительного времени приспосабливалась к среде и создавала механизмы, которые бы обеспечивали, прежде всего, выживание.

Чтобы понять суть этих механизмов, я предлагаю вам перенестись в мир животных – допустим, на живописный склон горы, на котором пасется большая стая горных оленей. Особи расслабленно прогуливаются под теплыми лучами солнца и жуют траву.

Если мы приглядимся внимательнее, то увидим, что один самец находится в самом центре стада, получает больше всего внимания от самок, а остальные самцы его боятся. Мозг расценивает такой расклад как полезный для выживания и в ответ вырабатывает серотонин, который дарит животному приятные ощущения.

Еще ближе к центру стада мы видим самку, которая чистит шерстку своему детенышу. В головном мозге этого молодого олененка вырабатывается окситоцин, который тоже дарит ему приятные ощущения. Это химическое вещество выделяется в тот момент, когда мозг видит проявление доверия со стороны окружающих.

В целом все особи в стаде выглядят довольно беззаботно и расслабленно, ведь все в порядке – тело в тепле, вода и еда под ногами.

Теперь давайте перенесемся на пару километров на север – там мы видим тигра, который быстро двигается и выглядит довольно напряженно. Он очень голоден и уже третий день в поисках добычи. В центральной нервной системе этого тигра повышен уровень кортизола – гормона стресса. Это химическое соединение дает хищнику энергию, чтобы он мог дальше искать себе еду.

Вот тигр замечает стадо оленей, и вмиг его тело расслабляется. Он на мгновение замирает, а потом плавно и беззвучно начинает движение в сторону добычи. В тот момент, когда тигр зафиксировал на горизонте свою цель – стадо оленей, в его мозге произошел выброс дофамина. Это химическое вещество наполнило тигра энергией и заглушило действие кортизола. Теперь хищник чувствует предвкушение, а не стресс, и медленно движется к своей цели.

Но вот один из оленей замечает тигра – в его мозге резко повышается уровень кортизола, а следом и адреналина. Эти химические вещества мобилизуют резервы организма, возбуждают нервную систему, и животное бросается бежать. Остальные особи сразу считывают эту реакцию, и все стадо срывается с места.

Тигру удалось подобраться довольно близко, поэтому он успел поймать в свои лапы добычу и нанести ей серьезные повреждения. Но оленю удалось вырваться, и он продолжает убегать от хищника, несмотря на глубокие раны. Когда животное получило повреждения, в нервной системе произошел выброс химических веществ – эндорфинов. Они оказали обезболивающее действие и позволили оленю продолжить бегство.

В этом примере из животного мира я грубо и упрощенно описал механизмы синтеза основных биологически-активных веществ в мозге и то, как эти вещества помогают выжить.

В мире людей все, конечно же, намного сложнее, но основные принципы работы древней части мозга, которую мы унаследовали от своих предков, остались теми же.

Большинству людей в развитых странах не нужно спасаться от хищников и искать еду. Выброс химических веществ в нашем головном мозге происходят от других ситуаций:

  • Повышение или выговор от начальника;
  • Падение уровня продаж или увеличение прибыли;
  • Ссора со второй половинкой или приятный вечер в кругу семьи;
  • Подрезали на дороге или вежливо пропустили;
  • Успешная защита диплома или отчисление из универа;
  • Великолепное выступление перед публикой или полный позор.

И так далее…

Все это также вызывает в нашем головном мозге всплески биологически-активных химических веществ – нейромедиаторов, которые и определяют, как мы себя чувствуем в каждый момент времени. Все наши эмоции являются ответом нашего древнего мозга на внешние обстоятельства и сопровождающий их мыслительный процесс.

2 миллиона лет назад в головном мозге млекопитающих появился новый отдел – лобные доли. До этого ни у одних приматов не было ничего подобного. Это был последний эволюционный апдейт мозга, и именно он сделал нас людьми.

Фишка в том, что лобные доли способны преобразовывать сигнал, поступающий из древних частей нашего мозга. Другими словами, наличие этой части неокортекса позволяет взять под контроль свой древний мозг.

Именно благодаря лобным долям человеку удалось создать язык, науку, искусство и технологии. Никакой биологический вид не смог дойти до такого высокого уровня организации деятельности.

В следующих постах вы узнаете о принципах работы нашего головного мозга и об основных нейромедиаторах, которые регулируют наше внутреннее эмоциональное состояние.

И начну я с серотонина – пожалуй, самого популярного вещества, которое дарит нам ощущение счастья.

Материал опубликован 2020-01-22
Добавить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.